понедельник, 21 июня 2010 г.

Приобщение к красотам Южного Урала


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

Уральские горы не относятся к самым большим и величественным. Их воспринимаешь скорее как нечто домашнее и уютное. Но на самом деле эта территория остается не заселенной и во многом не исследованной и в наши дни. Особенно хорошо это заметно когда исследуешь их на автомобиле.

Уральские горы пересекает несколько магистралей и в основном вокруг них и сосредоточена вся цивилизация. Как только съезжаешь с этих магистралей дороги сразу дичают, машин практически нет, асфальт заканчивается через 10 - 20 километров и начинается грейдер. А еще через 10 - 20 км и грейдер заканчивается и дальше на сотни километров простирается сплошной лес.

И не смотря на то, что на различных картах указаны дороги и населенные пункты когда пытаешься воспользоваться этими картами на самом деле оказывается, что дороги уже заросли и даже пешком по ним сложно пройти, а от населенных пунктов остались только развалины и людей там уже давно нет. У меня даже складывается впечатление, что Уральские горы дичают с каждым годом все больше и больше.

Это было лирическое введение к нашему очередному авто-пешему путешествию по Южному Уралу. В этот раз мы решили покорить вторую по высоте вершину Южного Урала - гору Иремель, и это нам удалось! Хотя ноги и спустя три дня после восхождения продолжают болеть :-)

Вообще в наши планы входило не только покорение Иремеля. Первый день путешествия мы посвятили расширению нашей географии на Южном Урале. В 2009 году мы были на озере Тургояк и в заповеднике Зюраткуль. В этот раз мы хотели посмотреть озеро Увильды и плотину в поселке Пороги так как это было почти по пути к поселку Тюлюк, от которого начинается путь на Иремель.

Во второй день мы планировали подняться на вершину большого Иремеля, а на третий день мы планировали подняться на хребет Зигальга и совершить восхождение на гору Поперечную.

Вот что у нас получилось...

Путешественники опять все те же. Я - Игорь - основной водитель, картограф и командир, жена - Таня - второй водитель и контроллер :-) , дочь - Лера - свободный путешественник.

Машина заправлена под крышку заранее, вещи собраны на кануне вечером.

Первый день
Выезд у нас был запланирован на понедельник 14 июня 2010 года на 10-00 так как спешить нам было особенно не куда. В этот день мы собирались заехать на озеро Увильды, посмотреть на плотину в поселке Пороги и к вечеру должны были приехать в поселок Тюлюк. Мы спустились к машине даже раньше намеченного времени, протерли стекла, уложили все вещи и потихоньку тронулись в путь.

Начал наше путешествие за рулем второй водитель, а я развлекался тем, что пытался фотографировать из автомобиля интересные места. Вообще фотографировать в движении весьма не просто, нужно все делать очень быстро и не факт что с лучшего места получается снимок. Резкость настраивать вообще не возможно и поэтому из машины я делаю снимки с установленным расстоянием на бесконечность. Может это и не правильно, но так получаются снимки лучше.

Так как день был выходной из Екатеринбурга мы выбрались очень быстро. В сторону Челябинска нам надо объехать весь город с севера на юг. Самый простой путь это выехать на улицу Шефскую переходящую в Егоршинский проход, а затем в Тюменский тракт, затем, уже выехав за город, свернуть направо на ЕКАД. В настоящее время ЕКАД упирается в Челябинский тракт. Через 20 минут после выезда мы катились уже по Челябинскому тракту.

Погода стояла отличная, светило яркое солнышко (фотографировать только мешало, так как светило в лоб) и на душе был праздник.


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель




Альбом: 2010-06-14 гора Иремель



Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

Качество Челябинского тракта в Свердловской области на 4+. Дорога 2х2 с разделенными встречными потоками, особенно больших ям нет. Волны правда присутствуют, но ехать можно очень быстро. Машин обычно ровно столько, сколько видно на фотографиях, разве что в рабочие дни фуры еще присутствуют.

Наряды ГИБДД встречаются обычно редко. В Свердловской области есть одно место где они обычно пасутся. Примерно в 1 километре после стационарного поста ДПС (поворот на Сысерть) есть кафе из красного кирпича с зеленой крышей. Наряд ГИБДД обычно ставит машину за кафе так что с дороги ее не видно. Народ на радостях после поста ДПС нажимает на гашетку и тут их принимают с распростертыми руками.

Дальше до Челябинской области ГИБДД обычно не бывает, а если и стоят где-то, то по впереди идущим машинам всегда видно где надо сбросить. При этом обычно если и стоят, то ловят на скорость, так как больше не на что тут ловить. В этот раз мы правда встретили один наряд на заработке. Когда мы ехали увидели знак ограничения скорости 50 км. приставленный к странной деревянной конструкции типа табуретки, совсем на земле. При этом если бы мы кого-то в этот момент обгоняли, то знак бы явно не заметили, а через пару километров стоит наряд ГИБДД и у всех скорость меряет. Но мы знак заметили и так как он явно был не на месте благоразумно снизили скорость. ГИБДДшники на нас грустно посмотрели и стали ждать следующих.

К 11 часам выехали из Свердловской области в Челябинскую область (80 км проехали практически за 30 - 40 минут хотя и не очень спешили). Вдоль дороги пошли озера, но из машины фотографировать их не очень удобно, а останавливаться только для съемки нам  не хотелось.


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель



Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

Здесь Челябинский тракт уже превращается в дороги 1х1 и так продолжается на расстоянии почти 100 км. Но нам по такой дороге надо проехать всего 13 километров до поворота на Касли. За 70 км от Челябинска дорога становится опять 2х2.

С Челябинского тракта до Касли дорога идет практически по прямой линии. Качество покрытия хорошее, правда 1х1 и запрета обгона почти нигде нет.


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

Дальше начинаются Каслинские озера


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель



Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

С левой стороны от дороги в этот момент находится озеро Большие Касли, но фотографировать его очень не удобно когда едешь в этом направлении.


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

Вдоль дороги Касли - Миасс находится очень много больших и маленьких озер, но с самой дороги их в основном не видно, мешают либо деревья, либо неровности ландшафта. На карте все выглядит заманчиво, а на деле по дороге один сплошной лес.

К 12 часам мы доехали до города Кыштым и свернули в город с трассы Касли - Миасс. В Кыштыме у нас была цель посмотреть на Христорождественский храм. Около храма есть стоянка, но найти хорошее место для фотографирования не так просто, рядом много зданий и заборов.


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

Храм красивый, но его уже не мешало бы отремонтировать немного. Сам Кыштым разглядеть нам не очень удалось, много зелени и здания не очень видно. Увидели пару памятников, но останавливаться не стали.

Впереди у нас следующая цель - Озеро Увильды.
До выезда из Кыштыма мы не включали навигатор, так как и так было понятно куда ехать, но вот выезжая из Кыштыма мы засомневались в правильности выбранной дороги. Указатели показывали направление на Челябинск, а про Увильды слова не было. Пришлось останавливаться и включать навигатор, ждали еще минут 20 пока он спутники поймает и определится куда надо ехать. Выяснилось, что едем мы правильно.

От Кыштыма до Увильды 27 километров. Можно проехать через Тайгинку, а можно по направлению на Кузнецкое. Мы поехали на Кузнецкое.

Около 13 часов выехали к озеру Увильды. Дорога проходит прямо вдоль озера. Подъехать совсем к берегу бесплатно не получится, на съезде ворота и заборчик, надо платить. Но так как на долго мы тут останавливаться не собирались, то мы встали прямо на обочине и 50 метров дошли пешком до берега. Так кстати все делают, за забором и на берегу ни одной машины не было.

Ветер дул со стороны озера, в воздухе пахло влагой и на воде были небольшие волны, ощущение, что приехал на море :-)


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

на берегу песок, в воздухе летают чайки и вода в озере теплая, просто рай.


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

купаться правда мы не стали, так как у нас на сегодня были другие планы.

Погуляли немного вдоль берега и вернулись к машине. Во круг озера везде асфальт, можно приезжать на любой машине.


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

красиво тут, мы сюда еще вернемся когда-нибудь, может с палаткой.

Далее мы поехали вдоль южного берега озера чтобы посмотреть что тут еще есть. Все съезды к озеру видимо платные, много кемпингов, домов отдыха, лагерей и т.д. Но дорога идет по лесу и озера больше ни где не видно. В итоге дорога выводит нас опять на трассу Касли - Миасс перед Карабашем.

Про Карабаш рассказать ничего нового я уже не смогу, если кого интересует, то можно много описаний и фотографий в Интернете найти. Угробили природу тут основательно. И дороги около Карабаша ужасные, благо что не долго.

В районе Новоандреевки начинается отличная дорога с хорошим покрытием.


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

По этой дороге мы уже несколько раз проезжали мимо Миасса, вокруг красота, горы покрытые лесом, машин на дороге мало.

Далее доезжаем до Миасса и вдоль озера Тургояк выезжаем на трассу Миасс - Златоуст. Тут дорога становится вообще отличной. Мне здесь всегда нравиться ездить. Ям нет, покрытие отличное, разметка везде и машин практически нет, красота.


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

солнце нам опять светит в лоб и цвета на фотографиях прыгают так что даже фотошопом не поправишь.


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель



Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

К 15 часам мы доехали до Златоуста, покатались немного по новой части города с девятиэтажками, потом поехали в старую часть города. Было желание остановиться где-нибудь около нового храма и памятника защитникам отечества, но проезжая по улице Гагарина места что-то не нашли для остановки. Храм посмотрели в окно автомобиля. Решили что как-нибудь потом на его фоне сфотографируемся, когда его строительство закончится.

Златоуст находится на горках, все дороги то вниз то вверх. Как жители ездят зимой в гололед не понятно, дороги надо содержать в очень безопасном состоянии.

Заехав на горку над Златоустом остановились на отдых, перекусили тем что с собой из дома брали, сделали несколько снимков


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

тут видимо есть места с лучшим видом, но как искать эти места не понятно. Надо наверно пешком тут походить.

Дальше у нас выезд на М5 и дорога на плотину у поселка Пороги.
На М5 в районе Златоуста за прошедший год ничего не изменилось, все такие же ямы и волны на дороге, сплошной трафик в обе стороны, КАМАЗы и МАЗы, едущие на подъем со скоростью 10 км/ч, сплошные знаки запрещения обгона, закрытые повороты и постоянные подъемы со спусками. Правда вот нарядов ГИБДД в этот день на дороге не оказалось, видимо празднуют. В общем, все как обычно, благо нам не долго по М5 ехать.

Проехав 30 километров по М5 сворачиваем на Бердяуш (нам надо в поселок Пороги) и на нашем пути опять тишина и спокойствие, как будто не было этой сумасшедшей М5 только что. До Бердяуша примерно 10 км асфальта, а дальше грейдер, вполне сносного качества. Пока ехали в сторону поселка Пороги на горизонте все начало чернеть, явно где то собирался дождь, мы надеялись, что если даже дождь и пойдет, то он будет не долгим, так как по прогнозам затяжных дождей не предвиделось.

К 17-00 добрались до плотины и тут полил дождь и началась гроза. Мы даже из машины не успели выйти. Виды здесь красивые, река Сатка течет в глубоком ущелье, кругом лес и скалы. Когда мы подъезжали к плотине небо закрылось тучами и сильно потемнело. Дикая природная красота.

Дождь шел в итоге не долго, через 20 минут он начал стихать, а еще минут через 10 и вовсе вышло солнышко и мы пошли осматривать плотину.


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

на снимке плотина не кажется такой уж высокой, сравнить высоту не с чем.
Но вот снимок с моими девочками, на нем сразу заметна высота


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

вид на реку Сатка с самой плотины


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

еще немного поснимав плотину мы двинулись к конечной точке нашего сегодняшнего маршрута - поселок Тюлюк.

По той же дороге через Бердяуш выехали на М5 и поехали дальше на запад. Проехать по М5 нам надо было примерно 40 километров. Надо отметить, что после поворота на Сатку качество М5 значительно улучшилось. Временами нас поливал дождь и мыл нам лобовое стекло, все усеянное следами летающих трупов.

На указателе на Первуху мы свернули налево, потом еще раз налево на Меседу. От М5 до Меседы 16 километров асфальта. Далее до поселка Тюлюк идет грейдер 28 километров. Ехать по грейдеру можно со скоростью 60 - 80 км/ч. Иногда правда попадаются участки с ямами, но чем быстрее едешь тем меньше ям чувствуешь.

Заметили интересный момент что после Меседы, что после Бердяуша, начинается грейдер, а через пару километров опять начинается асфальт, который еще через пару километров опять переходит в грейдер. Зачем так сделано не понятно. Толи раньше везде асфальт был, потом разрушился и его просто разровняли в грейдер? Толи там начинают асфальтировать, но почему тогда не от края существующего? Или у кого-то с планированием плохо или с юмором хорошо? Мы так и не придумали хорошей версии.

Чем дальше едешь в сторону Тюлюка тем выше кругом становятся горы. Перед нами прошел дождь, грейдер не пылит, но и грязи нет, едем и любуемся видами из окна. 

Примерно в 19-30 мы заехали в поселок Тюлюк. Зная по описаниям других путешественников куда ехать, мы едем до конца поселка в направлении туристических приютов.

В Интернете я нашел не очень много информации о размещении туристов, а если быть точным то только 2 заведения. Из описаний других путешественников мне больше всего понравился гостевой дом "Три медведя", но добиться контакта с владельцами этого заведения перед поездкой ни по телефону ни по e-mail мне не удалось и интернет сайт www.iremel.ru на момент подготовки к поездке тоже не работал.

Второе заведение - это горный приют "Иремель" башкирской компании "Роза ветров". Информацию можно посмотреть здесь http://rozavetrov.ru/show_good.php?idtov=1001030010 , хотя по указанным ценам у них косяк. Везде указаны цены за человека! Например, у них указано "4-х местный номер 1 этаж 1040 руб." Это цена не за номер, это цена одного места в этом номере с 3-х разовым комплексным питанием. Прежде чем бронировать, лучше все цены точно согласовать с представителем компании.

Отдельно питание стоит 520 руб. комплекс, или отдельно обед -  180 руб., завтрак -  160 руб., ужин - 180 руб.

Мы сначала подъехали к гостевому дому "Три медведя". Там был только сторож, который сообщил, что хозяина нет, приедет он или нет в этот день не известно и разместиться в "Трех медведях" нельзя. Вот такой вот бизнес. Видимо здесь принимают гостей только по выходным или когда захочется хозяину.

Мы поехали дальше в конец поселка к горному приюту "Иремель", так как по информации компании там должно было быть свободно. Так и оказалось, в приюте вообще на этот момент ни кто не жил. Обсудив цены с хозяйкой выяснилось, что цены указаны как раз не за комнату и за человека %-( Весьма не дешево. Мы взяли 4-х местную комнату без питания, так как все равно собирались только ночевать здесь, а днем ходить по горам. Заплатили за первую ночь 1560 руб. так как нас было все таки трое.

>В номере было 3 кровати и диван, маленькая тумбочка и на стене вешалка. Кровати нам не понравились, короткие. Я не очень большой, всего 183 см, но вытянуться во весь рост я на кровати не мог. И скрипучие аж жуть, когда сам поворачиваешься, то боишься всех остальных разбудить, а когда другие ворочаются сам просыпаешься. Видимо надо перед сном водочки по 150 накатить и тогда на любой кровати спать можно. Но мы не пьем и для нас это был не вариант. Конкуренции никакой видимо они не испытывают и поэтому цены слишком завышены, раза в 4 по моему мнению.

От ужина в приюте мы отказались, нам предложили гречку с печенью, но 180 рублей это по нашему мнению не стоит. В поселке мы видели кафе и побросав вещи в комнату мы направились в это кафе за одно прогулялись по поселку.


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

Иремель выглядит из далека довольно величественно.

По дороге до кафе мы в магазине купили хлеб и воду на завтра. Вообще время уже было девятый час и магазин должен был быть закрыт, но хозяин мыл пол и с удовольствием нас обслужил.

Кафе оказалось довольно милым, дизайн а-ля охотничий домик. Мы там ели одни. Порции довольно большие и вкусные. Выбор блюд не очень маленький, хотя по обычным дням там вероятно не бывает много посетителей. Съели мы по солянке и на второе по мясу с гарниром, запили все чаем с лимоном. На троих получилось 450 рублей. Сытые и довольные отправились спать в предвкушении завтрашнего похода на большой Иремель.

Второй день
Встали в 8-00, быстро умылись и пошли завтракать. Накормили нас рисовой кашей, 2-мя блинчиками со сгущенкой и чаем. По 120 рублей на человека. В Екатеринбурге в кафе это стоило бы рублей 50 максимум.

После завтрака в 9-00 бодренько двинули в горы. Сначала в направлении Иремеля идет вполне нормальная дорога. В описаниях предыдущих путешественников я вычитал, что на обычном седане там не проехать. Поэтому пошли от поселка сразу пешком.

Первые 4 километра прошли быстро, подъем не высокий, дорога ровная. На машине проехать можно без проблем. Там есть всего 2 места, где надо просто аккуратно проезжать, а вся остальная дорога вообще нормальная. До этой части маршрута довозят из приюта на УАЗике. Дальше на легковой машине не проехать, дорога разбита, тут точно надо пешком идти. Постепенно дорога переходит в красивую тропу.


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

мы еще бодрые и веселые

Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

Пересекли красивую горную речушку Карагайку


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

по фотографировались, поплескались в воде, и меня тут сфотографировали :-)


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

Реально это середина пути на большой Иремель. Кстати заблудиться тут не возможно, тропа помечена метками, есть указатели на развилке к большому и малому Иремелю. От Карагайки тропа становится сложнее. Во-первых, подъем становится круче, начинает сбиваться дыхание и пот начинает лить в три ручья. Во-вторых, уже пройдено больше 6 километров и появляется усталость. В-третьих, кругом сплошной лес, не видно сколько еще идти и это давит на психику. С каждой минутой и метром подъема все больше хочется уже вырваться из этого нескончаемого леса.

Но вот постепенно впереди стали появляться куски неба и лес стал редеть. Через деревья стали появляться горные вершины. Оптимизма у нас прибавилось. И вот наконец мы вышли из леса на открытое пространство и ахнули от открывшихся вокруг видов. Фотографии не способны передать то ощущение бесконечного пространства, которое нас окружало.


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель



Альбом: 2010-06-14 гора Иремель



Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

вид у нас уставший, высота в этом месте 1000 метров над уровнем моря и пройдено 9 километров в гору.
Потихоньку поднимаясь дальше снимаем все вокруг


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель


А вот так выглядит гора большой Иремель. Вершины от сюда не видно, да и высоту на фото не определишь, но реально лезть вверх метров 500 надо.


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

В процессе подъема по камням нам было не до съемки.

Но вот наконец в 13-00 мы забрались на самый верх. Высота 1560 метров над уровнем моря. Все горы вокруг ниже нас, а до облаков можно дотронуться руками. На верху холодно, дует не переставая холодный ветер, мы сразу залезли в куртки. Усталость от окружавших нас видов как рукой сняло, ноги только продолжали трястись после бесконечного подъема.


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель



Альбом: 2010-06-14 гора Иремель



Альбом: 2010-06-14 гора Иремель



Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

И вот мы на самой вершине


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

облако у меня прямо над головой, в воздухе пахнет влагой


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

>люди любят оставлять о себе память в виде надписей на камнях, это портит общую картину


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель



Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

2 часа на вершине пролетели не заметно, последнее фото на вершине и надо спускаться вниз


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

С верху лучше виден удобный спуск. Оказалось, что на верх мы лезли чуть ли не по самому крутому подъему. Надо было не от тропы начинать подъем, а пройти правее метров 100 - 200, там подъем более пологий.


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

спустившись с вершины на плато устроили обед, есть хотелось неимоверно


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

я бы каждый день обедал с такими видами вокруг :-)


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

на плато растут маленькие елочки с мягкими иголками и ярко-ярко зеленого цвета, салатового даже


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

>Жаль уходить, но время идет быстро. На верх мы поднимались 4 часа, сколько будем идти вниз не известно. По той же тропе двинули бодрым шагом вниз. Вниз идти намного легче, но силы уже не те, ноги трясутся от усталости.

За 1 час до топали вниз до речки Карагайки. Устроили небольшой привал, полоскания в речке и новую фото сессию. Отдых нам был уже нужен, ноги не шли, а нам топать до поселка еще 6 километров.


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

лица у нас уже не такие веселые, благо воды вдоволь, можно и с собой набрать


Альбом: 2010-06-14 гора Иремель

Отдохнули и по топали дальше. Чем дальше, тем труднее не смотря на то, что дорога идет вниз. Дошли до поляны, куда можно было доехать на машине и очень пожалели, что пошли из поселка пешком. На повторяйте нашу ошибку, доезжайте сюда на машине, это все таки 8 километров если считать туда и обратно.

Последние 4 километра дошли на полном автомате, говорить уже не хотелось ни кому, шли в тишине и пыхтении, ноги передвигали по привычке. К приюту пришли к 18-30. В итоге на обратный путь у нас ушло так же 4 часа и это при том, что надо было идти вниз.

По дороге назад мы решили, что надо ехать домой, сил на подъем на хребет Зигальга у нас просто нет. И правильно сделали, что поехали домой. На следующий день мы еле ходили. Придя в приют мы быстренько умылись, собрали вещи, попрощались с хозяевами и загрузились в машину. Нам до дома еще 400 километров пилить, но домой ехать проще, знаешь, что в конце пути завалишься на любимый диван.

Нам предлагали поужинать в приюте, но мы решили сделать это по дороге домой.

В 19-00 выехали из Тюлюка в направлении М5. Про дорогу назад рассказывать особенно нечего. Ехали по возможности очень быстро. ГИБДД встретили пару раз на М5 в районе Сатки, но они занимались встречным потоком. От Златоуста до Екатеринбурга вообще больше ни одного наряда не было.

Остановились поесть не доезжая Кыштыма пару-тройку километров. Хорошее кафе, поели очень вкусно, как всегда первое-второе-чай. Заплатили 400 рублей за троих. Сытые поехали домой. К дому подъехали в 1 ночи.

Итоги:
Всего пройдено 900 км туда и обратно. На бензин потрачено 1500 руб.
Штрафов нет!
1 ночь в приюте 1560 рублей. Два ужина + завтрак = 1200 руб.
Брали еду с собой рублей на 500 - 600.
>Всего затраты: 4800 рублей

Море впечатлений и фотографий, снятый стресс и сплошные положительные эмоции.
Мы в Тюлюк приедем еще раз, Зигальга осталась не покоренной.

Всем удачи в поездках!